Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Значимость данной темы заключается в том, что дети с дизартрией часто испытывают трудности с речью, и понимание специфических артикуляционных проблем, с которыми они сталкиваются, может помочь в разработке более эффективных логопедических мероприятий.
Целью данного исследования является изучение артикуляционной моторики детей с дизартрией с акцентом на работы советских и российских ученых.
Конкретные исследовательские вопросы, которые будут рассматриваться в данном исследовании, включают:
С какими специфическими артикуляционными трудностями сталкиваются дети с дизартрией?
Как эти трудности влияют на развитие их речи?
Как логопедические мероприятия могут быть адаптированы для решения этих специфических проблем?
Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно синтезирует существующие исследования артикуляторной моторики у детей с дизартрией, а результаты этого исследования будут использованы для разработки новых методов и приемов логопедической работы.
Гипотеза исследования заключается в том, что дети с дизартрией имеют специфические трудности артикуляторной моторики, которые влияют на развитие речи, и что эти трудности можно устранить с помощью целенаправленных логопедических вмешательств.
Методология исследования представляет собой анализ существующих исследований артикуляторной моторики у детей с дизартрией и включает обзор литературы и статистический анализ данных.
Изучение артикуляционной моторики у детей с дизартрией имеет огромное значение, так как может помочь логопедам и педагогам понять специфические трудности, с которыми сталкиваются эти дети, и разработать соответствующие эффективные мероприятия.
Дизартрия - это врожденное заболевание, которое влияет на структуру нёба и может привести к таким речевым трудностям, как затрудненное произнесение определенных звуков речи, выход воздуха из носа и гиперназальность. Дети с дизартрией часто нуждаются в специализированной логопедической помощи в дополнение к другим вмешательствам, таким как хирургическое вмешательство.
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Дизартрия - это двигательное нарушение речи, которое возникает в результате мышечной слабости или паралича. Существует несколько различных типов дизартрии, каждый из которых имеет свой уникальный набор симптомов и характеристик. Понимание различных типов дизартрии важно для выявления и оказания соответствующей поддержки детям, страдающим этим расстройством. [25]
Одним из видов дизартрии является вялая дизартрия, которая возникает в результате мышечной слабости или паралича, вызванного повреждением нервной системы. У детей с вялотекущей дизартрией может быть слабый, придыхательный или хриплый голос, им трудно контролировать высоту, громкость и качество речи. Они также могут испытывать трудности с глотанием, у них может быть слюнотечение или трудности с контролем слюны.
Другой тип дизартрии - спастическая дизартрия, которая возникает из-за ригидности мышц или спазмов, вызванных повреждением нервной системы. У детей со спастической дизартрией может быть сиплый, напряженный или монотонный голос, им трудно контролировать темп и ритм речи. Они также могут испытывать трудности с мелкой моторикой, например, при письме или застегивании одежды.
Третий тип дизартрии - атаксическая дизартрия, которая возникает из-за проблем с мышечной координацией, вызванных повреждением нервной системы. У детей с атаксической дизартрией может быть невнятный, неровный или неустойчивый голос, им трудно контролировать время, продолжительность и интенсивность своей речи. Они также могут испытывать трудности с равновесием и координацией.
Другой тип - апраксическая дизартрия, которая возникает из-за проблем с координацией речевых мышц, вызванных повреждением нервной системы. Дети с апраксической дизартрией могут испытывать трудности с планированием и координацией движений, необходимых для речи, что приводит к медленной речи, требующей усилий, трудностям со звукопроизношением и просодией.
С точки зрения психологии и педагогики, важно понимать, что дети с дизартрией могут иметь уникальные потребности, требующие индивидуальной поддержки. Им могут потребоваться специальные приспособления, такие как вспомогательные технологии, дополнительное время для выполнения заданий по говорению и модифицированные условия тестирования, чтобы обеспечить им равный доступ к возможностям обучения. Им также может потребоваться логопедическая и другие виды терапии, такие как трудотерапия, физиотерапия, чтобы помочь улучшить разборчивость речи, качество голоса и общие навыки общения.
Дети с дизартрией могут испытывать эмоциональные и социальные трудности в результате своего расстройства. Они могут стесняться своей речи и избегать говорить в определенных ситуациях. Им также может быть трудно найти друзей, и они могут испытывать социальную изоляцию. Поэтому для решения этих проблем могут потребоваться консультации и обучение социальным навыкам, которые помогут им повысить самооценку и сопротивляемость.
Стертая дизартрия - это разновидность дизартрии, которая представляет собой двигательное нарушение речи, возникающее в результате мышечной слабости или паралича. В частности, при стертой дизартрии страдают мышцы, используемые для речи, особенно мышцы гортани или "голосового аппарата". Она характеризуется трудностями в контроле высоты тона, громкости и качества речи, что приводит к тому, что голос звучит с придыханием, хрипло или слабо. [12]
Дети со стертой дизартрией могут испытывать трудности с четкой и разборчивой речью, что может затруднить их эффективное общение с другими людьми. Они также могут испытывать трудности при выполнении заданий, связанных с речью, например, при чтении вслух или проведении презентаций. Эти трудности могут повлиять на их успеваемость, социальное взаимодействие и общее качество жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Астрель, 2018. – 320 с. – ISBN 978-5-17-038373-3
2. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: Белония М ООО, 2020. - 128 c.
3. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие / В.М. Астапов. - М.: Международная педагогическая академия, 2020. - 216 c.
4. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине логопедия (раздел Дизартрия) / Г.В. Бабина. - М.: Прометей, 2023. - 712 c.
5. Белякова Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”. / Л. И. Белякова. – Москва: академия, 2019. – 304 с.
6. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия. / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 287 с.
7. Блудов, А. А. Дизартрия.NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых (+ DVD-ROM) / А.А. Блудов, Н.В. Белова. - М.: Наука и техника, 2023. - 160 c.
8. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – Москва: Астрель, 2006. – 141 с.
9. Выготский, Лев Основные проблемы современной дефектологии / Лев Выготский. - Москва: Гостехиздат, 2021. - 640 c.
10. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н.А. Гегелия. - М.: Владос, 2023. - 736 c.
11. Головина И.В. Развитие фонематических процессов у детей / И.В. Головина // ДефектологияПроф: электронный журнал. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_fonematicheskix_proczessov_u_detej/
12. Дефектология ПРОФ: сайт. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/vliyanie_socziuma_na_razvitie_lichnosti_rebenka/ (дата обращения: 27.12.2022)
13. Дизартрия Структура дефекта Степени выраженности: портал. – 2021. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=v5xn9MUS1Lg (дата обращения: 14.10.2022)
14. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие для студентов / Е.А. Дьякова. - М.: Секачев В., 2023. - 888 c
15. Ибрагимова И.П. Развитие посредством дидактических игр / И.П. Ибрагимова // ДефектологияПроф: электронный журнал. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sensornoe_razvitie_posredstvom_didakticheskix_igr/
16. Кобозева О.О. Дизартрия. Нейропсихологический подход. / О.О. Кобозева // ДефектологияПроф: электронный журнал. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/dizartriya_nejropsixologicheskij_podxod/
17. Корковая дизартия // Красота и Медицина: сайт. – URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/cortical-dysarthria#:~:text=Корковая дизартрия — это нарушение,при сохранении смысловой части высказывания (дата обращения: 07.12.2022)
18. Макарова Н.В. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста / Н.В. Макарова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова: электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-proyavleniya-nedostatochnosti-zvukoproiznositelnoy-storony-rechi-u-detey-so-stertoy-dizartriey
19. Московкина, А. Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии. Учебное пособие / А.Г. Московкина. - М.: Владос, 2021. - 638 c.
20. Нина, Игоревна Айзман Медико-биологические основы дефектологии 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / Нина Игоревна Айзман. - М.: Юрайт, 2021. - 476 c.
21. Особенности психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // ДефектологияПроф: сайт. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_psixokorrekczionnoj_rabotyi_s_detmi_s_narusheniyami_rechi/ (дата обращения: 14.10.2022)
22. Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. - М.: Астрель, 2019. - 493 c.
23. Серебрякова, Н. В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией / Н.В. Серебрякова. - М.: Каро, 2018. - 224 c.
24. Слюсарь, Катерина Николаевна Игровые коррекционно-логопедические занятия с детьми 5 лет с ОНР. Увлекательное путешествие в мир слов и звуков. Пособие для логопедов, педагогов и дефектологов специальных (коррекционных) дошкольных учреждений / Слюсарь Катерина Николаевна. - М.: Владос, 2020. - 281 c.
25. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - М.: Детство-Пресс, 2022. - 320 c.
26. Современная логопедия с Олесей Вопельник: сайт. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=GraDQDG2igM (дата обращения: 26.11.2022)
27. Степанов, Сергей Дефектология. Словарь-справочник / Сергей Степанов. - М.: АВТОР, 2023. - 460 c.
28. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - М.: Владос, 2019. - 413 c.
29. Сыропятов, О. Г. Клиническая дефектология: пособие для врачей и психологов / О.Г. Сыропятов. - М.: АВТОР, 2019. - 363 c
30. Титов, В.А. Дефектология. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Феникс, 2020. - 730 c.
31. Файнштейн Т.А. Виды дизартрии: принципы классификации и причины развития / Т.А. Файнштейн // ДефектологияПроф: электронный журнал. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/vidyi_dizartrii_princzipyi_klassifikaczii_(tablicza)_i_prichinyi_razvitiya/
32. Филатова Ю. О. Онтогенез и дизонтогенез плавности речи у детей / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 33-42. – ISSN 0130-3074
33. Филичева Т. Б. Логопедия теория и практика / Т. Б. Филичева. – Москва: Эксмо, 2022. – 608 с.
34. Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. - М.: АСТ, 2021. - 486 c.
35. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2020. - 240 c
36. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии: моногр. / В.В. Хитрюк. - М.: Издательство Гревцова, 2023. - 280 c.